Тревога усиливается, когда возникает конфликт между ценностями и становится неуправляемой, невротической, когда ни сами ценности (то, на что опирается человек), ни их конфликт не осознается.Можно вернуться к тому же примеру с перееданием. Сейчас может быть не очень понятно..
В трансляции
«Переедание и отношения» в самом начале я говорила о формировании личности -
как формируется её фундамент и как могут образовываться так называемые «пустоты», которые
в последствии человек будет стараться заполнять какими-то суррогатными способами, например едой.
И сталкиваясь с этими «пустотами» как раз и возникает тревога. В общем, если будет не понятно, посмотрите эту трансляцию.
Пример: Человек тревожится из-за лишнего веса, снижает вес и срывается (переедает и набирает обратно), но на самом деле не хочет ни того, ни другого.
Переедание для него служит способом снятия возникающего напряжения - состояния тревоги и при этом порождает стыд и вину, так как он понимает, что это «не нормально», но другие способы справляться со своим эмоциональным состоянием ему не доступны.
Снижение веса - это способ избавиться от этих переживаний (стыда и вины), почувствовать себя «нормальным», быть принятым или соответствовать социальным требованиям (хотя это скорее проекция),
в то же время, снижая вес - отказываясь от переедания, он вновь сталкивается с тревогой.
Таким образом, человек чувствует себя «в ловушке» - он не может отказаться от переедания, и не может продолжать переедать - и то и то для него «плохо» - вызывает тревогу.
То есть проблема лишнего веса - это повод, а не причина тревоги, причиной является сам конфликт
и субъективное ощущение безвыходности. Проблема лишнего веса для него действительно важна, но в силу того, что она обостряет этот конфликт.
Невротическая (субъективная) тревога всегда говорит о приближении к внутреннему конфликту, который когда-то (чаще всего в детстве в отношениях с матерью, реже с отцом) человек не смог разрешить, возможно, из-за недостаточной поддержки от взрослых, недостаточного внимания, одобрения или безопасной привязанности - то есть, в опыте есть некий дефицит (те «пустоты», про которые я говорила), который
не позволил какой-то части личности, грубо говоря «вырасти». И тогда человек нашел способ как его избегать. И каждый раз, когда он с ним сталкивается, возникает сильная тревога, так как в памяти сохранился тот неудачный опыт, где было больно и страшно и никого рядом не было. От этого возникает много сопротивления и возврат к привычному способу избегания, уже во взрослом возрасте.
В другой трансляции
про эмоциональное переедание, я приводила пример с клиентом мужчиной, у которого отец реагировал на какие-то его проявления не очень адекватно - было много агрессии в его сторону
и передачи стыда. У ребенка, соответственно, много страха и злости. И если эта злость подавлялась или
за её проявление его наказывали, то в последствии он может стать или слишком агрессивным, как его отец, или, «усвоив урок» он получит «запрет на злость» - и, как следствие, будет испытывать тревогу и ощущение беспомощности.
В общем, подводя итог всего вышесказанного, тогда
в работе с психологом основной задачей будет:
• Найти и сформулировать для себя эти зоны опыта с дефицитом,
• Признать их, признать свои чувства и право на них - на эту злость, этот страх и боль,
• Дать себе возможность их прожить уже рядом с другим человеком
• и, постепенно, в сопровождении, наращивать новый опыт.