К сожалению, какой-то конкретной инструкции, которая могла бы дать 100% гарантию - нет. Но можно выделить определенные моменты, знание которых может помочь предотвратить развитие нарушений пищевого поведения.
- В первую очередь нужно обращать внимание на пищевое поведение взрослых, то есть самого родителя. Дети в большей степени перенимают модель пищевого поведения от родителей или лиц их замещающих (от значимых взрослых в семье).
- В питании в семье должно быть разделение ответственности.
У родителя ответственность за выбор продуктов, за их наличие, за место и время приема пищи, за организацию всего процесса.
Ребенок несет ответственность за то сколько он может съесть и будет ли он есть вообще.
То есть ребенку нужно отдавать ответственность за количество съеденного и за возможность выбора - есть сейчас или нет.
- Так же стоит помнить, что есть конституциональные особенности - все дети разные и рост и развитие может проходить по разному, не равномерно.
Если родитель обеспокоен формой тела ребенка или его внешностью, то стоит помнить о том, что пока ребенок растет, его тело довольно сильно меняется (в процессе развития ребенок может набирать или прекращать набор веса и это нормально), то есть не нужно стремиться привести его к какой-то определенной форме, ориентируясь на какие-либо стандарты.
- Не стоит заставлять ребенка есть, как в плане выбора какого-то конкретного продукта, так и в плане количества, даже если вам кажется, что это количество для него необходимо.
То есть, ребенок должен опираться на свои собственные ощущения - чувство сытости и чувство голода.
Если родитель заставляет ребенка есть, то ребенок может начать отказываться от еды, что в последствии может спровоцировать нарушенное пищевое поведение избегающего типа. В крайних случаях это может быть тотальный отказ от еды, который может приводить к истощению.
- То же касается и ограничений в еде - как в выборе продуктов, так и в количестве. Следствием чего может стать нарушенное пищевое поведение по типу переедание.
Не стоит комментировать и/или оценивать количество съеденного - «Ты всё доел - молодец» или «Не доел - не будет сил». Дети до определенного возраста ориентируются на одобрение или недовольство родителя и для них важна ваша реакция.
То есть похвала или неодобрительные комментарии по поводу еды могут сформировать привычку ориентироваться не на собственное желание или нежелание есть, а на внешние сигналы от других. Восстановление чувствительности к потребностям своего тела и способности им следовать в последствии будет проходить довольно сложно и длительное время.
- Не нужно разделять еду на «хорошую» и «плохую», «вредную» и «полезную», которую можно и нельзя.
Так может сформироваться сверхценность какой-то «правильной» еды и подспудно под этим сформироваться страх «неправильной». Как следствие, может стать выбором использование каких-то диет, следование определенным правилам «правильного / здорового» питания, каких-то конкретных схем питания, применение различных детоксов, БАДов, систем очищения, что так же может приводить к нарушенному пищевому поведению.
Человек должен быть свободен в выборе продуктов и ориентироваться на свои ощущения и потребности своего организма.
Если родитель категорически против и не покупает ребенку сладкого, различных газировок типа «кока-колы», снэков и тд, то скорее всего у ребенка возникнет более сильное желание именно к этим продуктам, которое он будет удовлетворять вне дома.
- Не оценивайте тело ребенка - ни в «+», ни в «-».
Постоянное комментирование или оценка внешности ребенка, его тела могут сформировать сверхценность того, как он выглядит. Особенно это касается негативных оценок. То, что ребенок слышит от родителя формирует его отношение к себе.
Тело ребенка, человека постоянно меняется - подростковый возраст, беременность, период после родов, возрастные изменения могут в последствии стать лишним поводом для тревоги и переживаний.
- Так же для ребенка важно принятие своей физиологии.
Возможность в семье иметь, относительно возраста (чем старше ребенок ставится, тем меньше ему это нужно), контакт с телом - это какие-то прикосновения, объятия, возможность проявлять свою активность.
- И последнее, это пищевые привычки, установки, убеждения.
«Нужно всегда доедать», «нельзя выбрасывать еду», «неприлично отказываться от угощения», когда еда становится поощрением за хорошее поведение, утешением, когда ребенок расстроен и тд. - следование таким внутренним правилам, так же является частью нарушенного пищевого поведения и может приводить к перееданию и набору лишнего веса.
Как помочь похудеть ребенку?В первую очередь нужно выяснить причину набора веса - проверить, нет ли каких-то нарушений по здоровью, нет ли каких-либо заболеваний, где лишний вес может быть их следствием. Это бывает довольно редко, но тем не менее стоит их исключить.
В остальном необходимо обратить внимание на питание самих родителей, то есть взрослых в семье, в которой находится ребенок. Так как дети растут и развиваются в семье, все, что связано с отношениями с едой, они во многом перенимают у родителей.
То есть для того, чтобы помочь ребенку снизить вес, необходимо не только обратить внимание на само питание ребенка и на его отношение к еде, но и на семейную систему питания в целом, а так же на отношения внутри семьи - отношения взрослых между собой и отношения между взрослыми и детьми.
Пройти
тест на наличие Нарушений пищевого поведения.