В работе с психологом, условно, есть 3 этапа.
Первое - это дать человеку необходимые инструменты, с помощью которых он сможет как-то обходиться с этими состояниями, так как они фактически уже есть.
Человек впервые столкнувшись с паническими атаками или с острыми приступами тревоги, оказывается дезориентирован, напуган, не знает что предпринять и что делать, когда они возникают. В КПТ есть хорошие инструменты, способы, техники - как угодно можно назвать - для саморегуляции таких вот состояний. Сами по себе эти техники, конечно, не избавят от панических атак, но они дают возможность на время снизить их интенсивность и накопленное напряжение. Это мышечная релаксация, дыхательная и когнитивная, то есть это обучение навыкам, которые помогают регулировать свое состояние через тело и смещение фокуса внимания для сознательного расслабления.
Для освоения этих навыков требуется время, примерно месяц по моим наблюдениям в работе с клиентами. То есть через месяц ежедневного использования таких техник 2-3 раза в день, у человека наступает ощущение расслабления и он уже постепенно формирует навык, который помогает ему расслабляться тогда, когда ему это нужно. Причем тренироваться нужно не только когда уже стало плохо, но и в спокойном состоянии, чтобы это стало такой автоматической привычкой. Поэтому этот первый этап нужно обязательно освоить и без него часто не получается перейти ко второму.
Часто говорят, что панические атаки возникают без видимых причин, но они есть и не столько внешние, сколько внутренние, поэтому и невидимые. То есть их можно расценивать, как сигнал о том, что человек давно не замечает какие-то свои внутренние процессы, которые требуют от него внимания. Для этого мы смотрим, что сейчас вообще происходит у человека в жизни и где он себя так сильно игнорирует - свое состояние, какие-то эмоциональные реакции, привычное поведение и способы взаимодействия с другими.
Например, с паническими атаками часто приходят бывшие дети, которые являлись связующим звеном для своих родителей. То есть это когда родители не разводятся ради ребенка, а их отношения уже давно вышли за пределы желаемых. То есть это дети, которые были вовлечены в их конфликты и где был явный или неявный посыл ребенку, что он должен занять чью-то сторону, например или когда во время их конфликта, один или оба родителя ему жаловались на второго, или третий вариант - когда ребенок оставался изолированным, если при ссорах между собой родители его игнорировали.
Ребенок, в силу своего возраста, не способен как-то адекватно выйти из этой ситуации и тогда, например, он может начать стараться, хотя скорее придумывать для себя какие-то разные способы, как этих конфликтов можно было бы избежать, например, и как бы ему себя так вести, чтобы сохранить отношения и с мамой и с папой, не вставая явно на чью-то сторону и соответственно не становясь «предателем» для второго. То есть он не только создает стратегии поведения для данного случая, но и развивает устойчивые наклонности своего характера, которые становятся частью его личности.
Он формирует целый свод правил поведения, который дает ему возможность как-то справиться с этим внутренним беспокойством и его выполнение становиться, во-первых, жизненно необходимым, соответственно он должен постоянно как-то контролировать, чтобы эти правила выполнялись и это тоже немалое напряжение, а во-вторых, настолько привычным, что человек перестает это замечать, то есть становится автоматическим и бессознательным. Можно сказать, что это некие защитные способы от тех переживаний, которые у него тогда возникали и которые ребенок не смог «переварить», то есть как-то прожить, тк у него не было поддержки со стороны значимых взрослых.
Когда, во взрослой уже жизни, человек сталкивается с тем, что что-то из этого не работает, или приводит к какому-то другому результату, или по каким-то причинам человек не может выполнять эти правила, то у него возвращается то сильное беспокойство, так как теряются условия устойчивости и ощущение опоры, которые были найдены тогда. Поэтому часто говорят, что есть ощущение, как будто уходит земля из-под ног. И тогда вторым этапом будет - это прояснение этих внутренних правил, убеждений, стратегий взаимодействия с другими, привычного восприятия и поведения, и их ревизия с возможным пересмотром.
И третий этап - это вернув себе устойчивость, во-первых, человек научается замечать себя, свои какие-то эмоциональные реакции, привычное поведение, которые было до этого, а во-вторых, учится постепенно их менять так, как ему это нужно, получая новые навыки и опыт.
Таким образом, он избавляется не только от симптомов - панических атак, но и качественно меняет свою жизнь.