Добрый вечер.
Сегодня хочу поговорить про эмоциональное переедание более конкретно, так как и вопросов достаточно много в эту сторону и в практике довольно часто встречается.
Что именно про эмоционально и переедание?
То что эмоциональное переедание чаще всего происходит в процессе переживания какого-то стресса, либо в процессе переживания каких-либо негативных эмоций. И здесь хочу сказать, что каждый человек, когда говорит о том, что он переживает какой-то стресс, он в это понятие вкладывает что-то свое - свое собственное восприятие к стрессовым ситуациям, интенсивность переживания и так далее. То есть для одного человека стрессовая ситуация, которую он воспринимает как стрессовую, будет одно восприятие, у другого человека в той же ситуации, он может собственно не воспринять ее как стресс, а как-то по-другому на это реагировать.
И здесь, если обратиться к определению стресса, например, Ганс Селье определял стресс как такое состояние организма, который должен адаптироваться к изменениям в окружающей среде, то есть это внутренние процессы - процесс адаптации к изменениям в окружающей среде. Он разделял два типа, вида стрессов: это и эустресс и дистресс. Собственно эустрессом он назвал как бы таким «хорошим» стрессом, то есть, так как окружающая среда изменяется постоянно и способность организма адаптироваться к этим изменениям говорит о его нормальном функционировании. Дистресс он определял как такую интенсивность стресса, с которой организм справится не может, то есть влияние окружающей среды является для него неким таким разрушителем и тогда человеку требуется помощь.
Если смотреть на физиологическом уровне, когда человек находится в стрессовом состоянии, то что с ним происходит? - У него повышается концентрация внимания, организм приходит в состояние мобилизации и готовности к какими-то активным действиям. Если смотреть на животном уровне, на инстинктивном - это готовность к действиям бежать или сражаться и вот в этом состоянии организм в общем-то не приспособлен к потреблению пищи, в этот момент задача у него совсем другая - точно не переваривать еду. И тогда возникает вопрос: почему же при эмоциональном переедании (во время стресса) человек всё равно ест? Чуть позже хочу об этом рассказать как так может получиться.
Какие могут быть к этому предпосылки и какие эмоциональные переживания? Почему переедание происходит при переживании именно негативных эмоций, хотя вроде бы радость или какие-то другие позитивные эмоции тоже является эмоциями? Почему тогда это не приводит это к набору лишнего веса?
Здесь можно сказать, что у нас во-первых культурально принято какие-то радостные позитивные события отмечать застольем, поеданием там разных вкусностей, напитков и, условно, считается это норма и также в исследованиях с помощью разных экспериментов выявили, что переедание происходит именно во время переживания негативных эмоций.
Что за исследования?
Были проведены эксперименты - набрали группу людей и с помощью виртуальной прогулки показывали им разные фрагменты из фильмов, с помощью разного музыкального и цветового сопровождения вводили их в разные эмоциональные состояния - в более веселое и приподнятое настроение и наоборот в состояние грусти или печали после чего, человека заводили в другую комнату и оставляли его одного минут на пять. В комнате был накрыт стол с разной едой и экспериментаторы смотрели, какое количество еды будет съедено. Эксперимент показал, что те люди, которые предрасположены к эмоциональному перееданию, в состоянии грусти или печали, съедали больше, а те, кого определяли как не эмоциональных едоков, съедали примерно одинаковое количество еды независимо от своего настроения.
Таким образом было подтверждено, что переедание, которое ведет к лишнему весу происходит больше при переживания негативных эмоций. Здесь еще важным фактором является сам факт наличия еды, то есть её доступности и вот те люди, которые у себя отмечают эмоциональное переедание, они в принципе сами говорят, что знают о себе такую особенность и стараются дома не держать какой-то «опасной еды», чтобы не переедать. То есть просто стоит учитывать, что сейчас еда доступна буквально на каждом шагу - выходя на улицу каждые там двести-триста метров можно встретить какой-то ларек с едой, кафешку, магазин с продуктами, баннеры с рекламой и это может являться таким триггером к запуску эмоционального переедания.
Другое исследование показало взаимосвязь - именно стрессового какого-то события и эмоционального переедания. Когда стрессовое событие, которые переживает человек может явиться запускающим фактором, который приводит к эмоциональному перееданию, но эффект набора лишнего веса может быть отсрочен по времени. Они определили это, когда наблюдали за сотрудниками какого-то крупного нидерландского банка, где было около полутора тысяч человек. В преддверии кредитного кризиса в 2008 году, когда начались массовые увольнения, сотрудники видели все это по телевизору в новостях и очень сильно переживали. С их слов - для них это было такой явной стрессовой ситуацией, а набор лишнего веса у них произошел, у тех кто был склонен к эмоциональному перееданию, набор лишнего веса у них произошел спустя два года. То есть вот эффект получился таким отсроченным. Это к тому, что когда мы исследуем причины набора лишнего веса и если определяем то, что это именно эмоциональное переедание, необходимо смотреть какие стрессовые ситуации, какие стрессовые факторы были у человека как бы вообще в жизни за какое-то долгое время до этого - до того как он обнаружил, в смысле начал как-то справляться с лишним весом.
Какие еще есть нюансы именно в работе с людьми с эмоциональным перееданием?
Если смотреть с точки зрения психосоматической теории, которая говорит о том, что лишний вес, собственно говоря, это просто симптом, не то, с чем нужно разбираться, а искать причины возникновения этого симптома. Исходя из этой теории было так же выявлено, что люди, у которых есть эмоциональное переедание, склонны сигналы неудовлетворенности своего тела и свои негативные эмоциональные реакции интерпретировать как чувство голода или истощения. В прошлом видео, по-моему, я говорила, рассказывала про клиентку, которая передала по вечерам и для себя определила это как такой момент компенсации, потому что она чувствовала истощение. То есть в течение дня, в течение может быть какого-то более длительного периода времени, человек не замечал сигналы своего тела - усталости там допустим или еще чего-то, не замечал каких негативных своих переживаний и по итогу вечером просто обращался к еде. И вот эта вот особенность у эмоциональных едоков она называется алекситимия. То есть, когда человек не способен, так сказать, распознавать сигналы своего тела и определять свое эмоциональное состояние и каким-то образом его называть, идентифицировать - определять для себя, что с ним происходит.
Здесь вот, в этом как раз моменте, когда в работе начинаем обращать внимание на то, что у человека внутри происходит, вот здесь тоже может начать появляться тревога, потому что как раз нет названия того, что с ним происходит. Человек как бы пугается того, что он обнаруживает какие-то чувства. То есть эти менты не то, что он не чувствует ничего, скорее он просто привык игнорировать свои какие-то переживания, а здесь мы обращаем на это внимание, и так как какого-то названия этому нет, человек не может это определить, возникает тревога, тревога заставляет его еще больше обращать внимание на то, что происходит с телом, тревога усиливается, в общем это может вот так немножко закрутится и приводить иногда и к паническим атакам.
Про алекситимию еще. Как определили то, что эмоциональные едоки имеют такую особенность?
Тоже был проведен эксперимент в университете Неймегена. Брали группу студентов и разделяли их на две половины. Одну часть приводили в состоянии эмоционального возбуждения тем, что им сообщали, что нужно будет перед группой специалистов-экспертов выступить или что-то рассказать. Вторую половину приводили в состоянии эмоционального покоя, после чего им предлагали сладкие крекеры и просили их оценить вкус. Но на самом деле смотрели на количество съеденного и по результатам те студенты, которые не являлись алекситимиками, они в состоянии возбуждения съедали меньше, соответственно те, кто являлись алекситимиками, когда нервничали начинали есть больше. Таким образом подтвердили теорию, что алекситимия способствует перееданию в нервозном состоянии и является значительным фактором набора лишнего веса.
Также значительным фактором к развитию эмоционального переедания является так называемые недостатки воспитания.
Проще говоря если ребенок рос в атмосфере психологического давления - это тоже может способствовать развитию эмоционального переедания. Здесь хочу привести пример и перед этим сказать, что эмоции имеют несколько уровней. Есть первичные эмоции, которые определяют: в основном их 5 (в разных источниках по разному пишут, кто-то пишет 6, кто-то добавляет 7-ю какую-то), но основных их 5 - это страх, злость, радость, грусть, отвращения и вот иногда добавляют еще интерес. Это первичные эмоции, первичные какие-то такие реакции, которые находятся на, условно говоря, на первом уровне. Сейчас очень упрощаю все это. Второй уровень эмоций - это эмоции, которые появляются по поводу первичных эмоций, ну и третий там и так далее. Сейчас на примере попробую так по простому рассказать.
Работали с одним клиентом, с мужчиной, у него значительный избыточный вес был, не буду сейчас всю историю работы с ним рассказывать, но основной кусок для этого примера. В общем, первое впечатление он производил такого достаточно спокойного и размеренного человека. И вот в ходе работы он стал замечать, что у него появляется внутри, возникает какое-то сильное раздражение и периодически возникают вспышки гнева, с которыми ему достаточно сложно справляться. Мы стали смотреть, что это за ситуации, какие могут быть триггеры, которые запускают такую эмоциональную реакцию и он рассказал такую историю: что у них были сложные отношения с отцом, буквально вот с самых малых лет, сколько он себя помнил. Выражалось это в том, что в каких-то ситуациях, когда ребенок пугался - что-то у него происходило, он пугался и начинал плакать.
Вообще в принципе для ребенка это нормальная естественная реакция, то есть вот это вот какая-то небольшая стрессовая ситуация, ребенок чувствует испуг и для разрядки начинает плакать. На что, собственно, отец реагировал таким образом - "прекрати реветь, ведь ты как девчонка, ты не мужик" и всё в этом роде. Что происходит у ребенка в этот момент: во-первых, его вот этот первичный уровень, его естественная реакция - это он испугался, у него произошла вот эта мобилизация, для разрядки этой энергии ребенок начинал плакать. Это вот его первичный уровень и сверху, как бы трансляция от родителя - это, по сути он его стыдил, то есть как бы твоя естественная природная реакция - она «не нормальна» - происходит отвержение ребенка, он много там всего переживает, но вторичные эмоции по поводу своей первичной эмоции он получается стыд.
Соответственно он вынужден свою естественную реакцию каким-то образом прятать от отца - от внешних людей и от себя каким-то образом видимо тоже, все это оставлять в себе, плакать тоже нельзя, сверху у него стыд и вот по поводу всего этого, на примере этого клиента, у него возникала сильная злость, которую он также в этих отношениях разместить никаким образом не мог, так как был запрет на злость. В общем со всем вот этим вот комплексом эмоций каким-то образом ему приходилось справляться и еда как раз, ну, условно говоря, была таким помощником.Когда мы с ним все это стали разбирать, дальше мы с ним не пошли в силу того, что вот это вот раздражение, такие вспышки гнева стали проявляться и в наших взаимоотношениях, я на тот момент порядком напугалась и опыта было мало в работе с такими клиентами, с такими ситуациями, ну и собственно постаралась ему сказать, что не в моих силах справляться с его гневом, что надо как-то это дело попробовать прояснять и может быть дальше по-тихоньку двигаться, либо каким-то образом все это завершать. Он выбрал завершить, дальше не работать и вот таким образом мы с ним разошлись. Не знаю, надеюсь, у него все в порядке сейчас.
Это что касается психологического давления, которое может быть в процессе развития ребенка и которое может потом способствовать развитию эмоционального переедания. Также еще в сочетании с генетической предрасположенностью и вот с таким вот контролирующим воспитанием тоже может явиться таким значительным фактором. Под генетической предрасположенностью здесь имеется ввиду ген рецептора допамина. То есть это тот генетический вариант, когда выработка допамина недостаточна. Сам по себе этот ген не влияет на нарушение питания, но вот в сочетании с такими условиями, пока ребенок развивается - все это тоже может повлиять.
Исследователь мозга Norah Volkow также обнаружила непосредственную взаимосвязь эмоционального переедания и генетической предрасположенности, когда выработка уровня допамина в головном мозге снижена, то есть это в той части мозга, которая отвечает за принятие решений и вознаграждение, определила она это тоже на каких-то исследованиях на группе людей, которые являются эмоциональными едоками с помощью компьютерной томографии и еще каких-то аппаратов для исследования мозга. И обнаружили, что чаще, большинство встречаются людей с недостаточной выработке допамина и собственно такие люди более склонны к таким депрессивным состояниям. Тогда еда здесь является для них способом прийти в нормальное состояние духа, в нормальное настроение.
Последнее, что хочется сказать как раз про то, почему человек на стрессе начинает именно переедать, хотя это в принципе не физиологично, то есть организм не готов принимать еду.
И здесь также исследовали проводили эксперимент на людях, которые являются эмоциональными едоками. У них было две контрольных точки - на первой измеряли уровень кортизола и предлагали коробку с едой - с разными сладостями. Смотрели количество съеденного и после проводили эксперимент, в котором им нужно было декларировать какую-то речь перед экспертами, которые были одеты в белые врачебные халаты, смотрели на них с такими покерными лицами, с оценивающим взглядом, в общем активировали у них страх публичных выступлений, после этого было еще какое-то задание с какими-то сложными вычислениями и вот после этого тоже у них измеряли уровень кортизола и предлагали еду. И отметили, что те люди, как раз у которых есть эмоциональное переедание, они съедали гораздо больше, но уровень кортизола у них был снижен.
Это может быть связано с тем, что в ранние детские годы ребенок рос, были какие-то сильные стрессовые ситуации - это может быть, например, когда родитель надолго покидает ребенка, когда ребенок растет в эмоционально спутанной какой-то ситуации, когда присутствует в семье эмоциональное или физическое насилие или когда у ребенка формируется небезопасный тип привязанности. И вот все эти события могут привести к обратной стрессовой реакции, то есть к низкой реактивности в гипоталамо-гипофизарно-адреналовом комплексе, как раз который и отвечает за выработку вот этих вот гормонов в ситуации стресса, которые должны мобилизовать. Ну и так же это может привести к низкой выработке кортизола. Это может выражаться в том, что у человека появляется повышенная потребность в сне, сон является некачественным, таким беспокойным, то есть силы не восстанавливаются и плюс к этому повышенную потребность в еде, то есть повышается аппетит.
По итогу, когда определяется, что это именно эмоциональное переедание, то фокус внимания в процессе снижения веса должен быть не на еде, не на рационе там, не на том, что человек ест, когда и каким образом, а больше именно на его эмоциональные реакции, на то, как они возникают, что является триггером, в каких ситуациях, научение их распознавания, распознавание сигналов тела, определение того, с чем они взаимосвязаны, с чем связаны такие эмоциональные реакции, обучение направленному вниманию - больше уделять, обращать внимания на какие-то позитивные стороны жизни и осознанное питание в том числе.
Вот. На этом всё.
Всем большое спасибо за внимание.